ENG
Аэроклуб

Краткая историческая справка аэродрома Ватулино

Строительство аэродрома «Ватулино» было начато в 1939 году. Целью его создания являлась противовоздушная оборона города Москвы с западного направления.


Предполагалось создание сети аэродромов для авиации ПВО, расположенных в населенных пунктах Алферово, Чертаново, Ватулино, Медынь и др. При строительстве должно было учитываться то, что эти аэродромы должны действовать в любой сезон года. Технология строительства подобных аэродромов выглядела следующим образом: в широкую траншею засыпались и утрамбовывались каменные включения — щебень, гравий, битый кирпич и т.п., затем траншею засыпали землей и высаживали траву. Стандартные размеры такой ВПП — 100х1000м. Такая технология обеспечивала самолетам ПВО выполнение взлетов и посадок во время осенней и весенней распутицы, маскировку ВПП под естественное поле.


В начале 1941 года на нем базировались 12 ИАП, оснащенный самолетами Як-1, под командованием командира полка – майора Лысенко И.П. и 562 ИАП, под командованием командира полка — майора Негоды.


Впервые с этого аэродрома самолеты поднялись в воздух на перехват вражеских бомбардировщиков, направляющихся на Москву, в конце июля 1941 года.


В конце 1941 года немецкие войска приблизились к Москве, и возникла необходимость эвакуации истребительных полков. В результате, в конце 1941 года, аэродром «Ватулино» был захвачен немецкими войсками. Теперь здесь базировался немецкий бомбардировочно-штурмовой полк.


Каждый летный день наши бомбардировщики производили налеты на аэродром, но существенных результатов эти налеты не дали. Между прочим, с этого аэродрома в декабре 1941 года летал и всемирно известный Ганс Рудель. С успешным контрнаступлением советских войск под Москвой аэродром «Ватулино» снова заняли наши войска. С июля 1943 года на нем базировался 953 штурмовой авиационный полк самолетов Ил-2 под командованием м-ра Добрых С. Ф.(Первая ВА). Третьего сентября 1943 Военным Советом Западного фронта было вручено фронтовое боевое знамя 953 ШАП.

С аэродрома «Ватулино» производились боевые вылеты на вражеские войска до конца 1943 года. С продвижением линии фронта на запад аэродром утратил свое оперативное значение и стал «аэродромом подскока».


После войны этот аэродром стал резервным. До 1986 года аэродром использовался как площадка для авиахимработ авиации ПАНХ.

В деревне Ватулино живет ветеран ВОВ, «дочь полка» 953 ШАП Шкулева (Абалихина) Анастасия Ивановна, которая с 1943 года пятнадцатилетней девушкой начала свой боевой путь с 953-м ШАП до конца ВОВ. На сегодняшний день она является живым свидетелем истории аэродрома «Ватулино».


Начиная с 2002 года, авиакомпания АОН «АК Руза», совместно с клубами АСК РОСТО, возобновили деятельность аэродрома «Ватулино» для полетов легкомоторной авиации. Создание современного аэродрома авиации общего назначения (АОН) и музея «летающего танка» – самолета Ил-2 являются главными целями организаторов.



Справку составил по материалам архива военно – воздушных сил СССР и опроса свидетелей событий, связанных с историей аэродрома «Ватулино», пилот Ту-154 авиакомпании «Аэрофлот» Выходцев А.Ю.